Сегодня, 12 июля, исполнилось 100 лет со дня рождения известного советского скульптора-монументалиста Владимира Лемпорта (1922-2001). Для ростовчан он особенно важен тем, что был автором композиций на зданиях гостиницы «Турист» (сегодня это отель «Амакс») и Донской государственной публичной библиотеки.

Владимир Лемпорт родился в Тамбове, учился в художественной школе в Москве, воевал в годы Великой Отечественной войны под Ростовом-на-Дону и Сталинградом. Там же получил тяжёлое ранение руки и одновременно орден Красной Звезды. До наших дней дошли его автобиографические «Записки лейтенанта», «Война без ретуши. Записки младшего лейтенанта» и другие воспоминания о событиях Великой Отечественной.

После войны он окончил факультет монументальной и декоративной скульптуры Московского Высшего Художественно-промышленного училища (Строгановское училище), где темой дипломной работы (она же одновременно и творческая практическая работа) будущего скульптора стали «Труд» и «Наука» на фасадах Московского государственного университета (МГУ) на Воробьевых горах.

С 1961 года Лемпорт в соавторстве с другим скульптором - Николаем Силисом - продолжали работать совместно над монументальными заказами. Их горельефы и панно сегодня украшают фасады и интерьеры многих зданий не только в городах России, но и бывших союзных республик СССР, а так же зданий посольств в Нигерии (1968 год) и Греции (1980 год).

Среди наиболее известных произведений: Дворец культуры и науки в Варшаве (1955 год), стадион в Лужниках (1956 год), Дворец Советов (1960 год), административное здание «Каракумстрой» (1967 год) и республиканская библиотека Туркменской ССР имени К. Маркса (1983 год) в Ашхабаде, гостиница «Турист» (ныне отель «Амакс») и здание Донской государственной публичной библиотеки в Ростове-на-Дону, театр Русской драмы в Уфе (1982 год), Академгородки Новосибирска и Красноярска (1985 год), гостиница «Ариадна» и «Артек» в Крыму (1986 год), керамическая композиция «Музыка» на фасаде концертного зала Дома-музея П.И. Чайковского в Клину (не сохранилась).

Помимо этого, Лемпорт занимался станковой скульптурой, графикой и живописью. Среди наиболее известных работ бронзовые портреты-рельефы: физиков Л.Д. Ландау, А. Эйнштейна, гениев европейской культуры – И. С. Баха, Л. Бетховена, И. Гёте, Данте, Микеланджело и многих других.

На протяжении всей жизни известный скульптор писал статьи, эссе, рассказы, воспоминания. Также снимался в кино. Был полиглотом, знал много иностранных языков. Профессионально переводил иностранные произведения на русский язык. Занимался греко-римской борьбой и футболом.

Однажды, отвечая на вопрос ростовского журналиста, он сказал: «Кредо. Что такое кредо? Это то, во что я верую. Всю жизнь я верил в то, что подхалимаж мне противопоказан, что подстроиться к воспевающим вождей, даже если бы хотел, мне не удастся, а, стало быть, и жизнь мне предстоит трудная. Так и случилось. Детство. Не счастливое и радостное. В памяти обыски и аресты, злоключения родителей и, стало быть, мои. Юность познакомила с окопами Сталинграда. Но и наполнила радостью на всю жизнь: жив остался! А после окопов всё хорошо. И подвал общежития Строгановского училища, и подвалы мастерских, где приходилось мне работать до сего времени. И только сейчас испытываю страх: не отобрали бы в порядке приватизации последний подвал, наполненный скульптурами, какие-нибудь ловкие толстосумы. Представляю, замок сломан, скульптуры на улице или раскрадены, а мы с Силисом серьезно покалечены каучуковыми дубинками. Надеюсь, что эти бандитские, «лихие» времена когда-нибудь закончатся».

Он умер в 2001 году, когда к власти уже пришёл Владимир Путин. Однако, к сожалению, так и не увидел, как эти «лихие 90-е» закончились. В стране наступил относительный порядок и пришла законность.