Киевская консерватория имени Чайковского отказалась убирать из своего названия имя русского композитора. Отказ деятели украинской культуры объяснили тем, что «Чайковский, как и Шекспир, не принадлежит одному конкретному народу, он принадлежит всему миру». Однако, на всякий случай, исследователи жизни и творчества великого композитора нашли подтверждение, что отец Чайковского происходил из запорожских казаков. Да и сам Петро Ілліч Чайковський относился к Украине «с неимоверной любовью». Другим деятелям русской культуры не повезло с происхождением, «незалежные» корни не спасли их от запрета.

Сегодня модно бояться русских. Русофобия в тренде. С русским духом идет нешуточная борьба во всех сферах человеческой деятельности. Не будем упоминать всех запрещенных писателей и поэтов, творения которых теперь недоступны миру. Остановимся на композиторах. Действующие музыканты известных мировых коллективов оказались решительнее всех: они высказали решительное «нет» требованиям забыть о российской музыке. Одними произведениями Верди и Вагнера публику не привлечешь. Без русских афиша значительно обеднела и выцвела. Поэтому Миланский театр «Ла Скала» решил стартовать в новом театральном сезоне с оперы Модеста Мусоргского «Борис Годунов». Как заявил директор театра Доминик Мейер, он против охоты на ведьм и позволяет себе читать Пушкина, не скрываясь. Балетная труппа Венской государственной оперы откроет сезон «Спящей красавицей». Opéra Bastille во Франции ставит «Лебединое озеро» в хореографии Рудольфа Нуреева. Королевский театр Испании весной 2023 года обратится к сатирической опере Дмитрия Шостаковича «Нос».

Конечно, если глубже вглядеться в вышеперечисленные оперно-балетные протесты, можно дотошно и въедливо увидеть, как приходиться лавировать музыкальным деятелям меду «нельзя» и «очень хочется». Тема кровавой власти в «Борисе Годунове», гоголевский «Нос» в гениальной музыке Шостаковича, «Лебединое озеро» в постановке Нуреева - все, можно расценить как реверанс и в одну и в другую сторону. Даже «Спящую красавицу» можно трактовать на современный лад, нужно только найти умелых пиарщиков.

Но самый простой способ сделать запрещенную музыкальную русскую культуру своей предложили сами украинцы. Попробуйте зайти на Википедию с запросом «известные украинские композиторы» - вас ждут незабываемые открытия. Среди множества (!) украинских композиторов меня очень удивили имена Бортнянского и Прокофьева. Оказывается, эти великие деятели российской культуры – украинские, просто потому, что они родились на территории входящей в границы нынешней Украины. То, что Дмитро Бортнянський в семилетнем возрасте был вывезен в Санкт-Петербург (где и сочинял свои непревзойденные творения), а местом рождения такого мирового композитора как Сергій Прокоф'єв, была все-таки Российская империя (село Сонцовка, где располагалось имение Прокофьевых, принадлежало Екатеринославской губернии). Да, сейчас украинская армия, далекая от музыки, не задумываясь готова стереть с лица земли село Красное Красноармейского района Донецкой области – место, где великий «украинский» композитор Прокофьев написал в пятилетнем возрасте свою первую музыкальную пьесу.

Если же не получается никаким образом прикарманить почившего или здравствующего гения, то выход один – в запрет. Более трехсот депутатов Верховной Рады проголосовали за запрет российской музыки в украинских медиа и общественном пространстве. Также парламент запретил импорт и распространение книг и другой издательской продукции из РФ, Беларуси и подконтрольных России территорий Украины. Нельзя так, господа депутаты! С каждым попавшим под запрет нужно разобраться, а вдруг он относился к Украине с «неимоверною любовью».