Ложные сообщения о якобы попавших в беду родственниках или друзьях, «ошибочных» денежных переводах с просьбой вернуть их обратно, «подозрительных» транзакциях по банковским картам, псевдоблаготворительные сборы на лечение, брачные аферисты, несуществующие интернет-магазины – довольно известный и далеко неполный список «сравнительно честных способов отъёма денег у населения». Как распознать такое мошенничество, рассказала доцент факультета психологии Таврической академии Крымского федерального университета Ольга Войновская. 

«Признаки, по которым можно вычислить потенциальных мошенников и, соответственно, не попасться на их уловки, можно условно разделить на две группы: технические и психологические. Например, у поддельного онлайн-магазина отсутствует служба доставки, в мошеннической группе сбора средств на лечение будут публиковаться только призывы жертвовать деньги, но не будет предоставлено, например, отчёта о состоянии здоровья подопечного, ни тем более других новостей из его жизни, в то время как в настоящих группах помощи есть и та, и другая информация», – отметила Ольга Войновская.  

По словам специалиста, нагнетание эмоций, навязчивость, ограниченное время на принятие решения, скудная либо недостоверная информация, а также и сам дизайн сайта или интернет-магазина – это психологические моменты, которые типичны для любых видов дистанционного обмана. 

«Если аферист говорит по телефону, то его голос в случае разговора о бедствиях или проблемах будет нарочито взволнованный или плаксивый, а восторженным он будет в случае, например, «коммерческих предложений». При интернет-общении будет большое количество восклицательных знаков, определённых смайлов или эмодзи, весь текст или часть его будет набрана большими буквами. Вне зависимости от легенды чувства будут нагнетаться искусственно, а потери от такого «общения» будут как финансовые, так и психоэмоциональные. Вторые, пожалуй, страшнее первых. Любую денежную сумму можно заработать, а вот восстановить базовое доверие к миру будет крайне сложно», – рассказала Ольга Войновская.

Стоит отметить, что любые мошенники, как правило, выходят на связь первыми. Они давят на человека, заостряют внимание на том, что какие-либо действия необходимо совершить как можно быстрее. Кроме того, при выполнении онлайн-покупок человеку следует обращать внимание также и на оформление сайта.

«Интернет-страницы, на которых ведётся «отлов», часто используют резкие сочетания цветов. Текст же, наоборот, делается нечитабельным. В дополнение к этому присутствует один или несколько видов анимации. Особенно модно изображение вертящейся рулетки на сайтах с «беспроигрышными лотереями»», – добавила специалист.

Для того чтобы не стать обманутым, эксперт советует прервать любой подозрительный контакт: повесить трубку или прекратить переписку, затем постараться успокоиться. Также необходимо перепроверять информацию: например, связаться с родственником, перезвонить или сходить в банк, от имени которого поступил звонок. Эти простые рекомендации помогут людям сохранить не только свои финансовые средства, но и душевное спокойствие.