С началом специальной военной операции России на территории Украины поменялись не только политические контуры современного мира, но и существенно изменилась мировая логистика. Действовавшие ранее правила игры для перемещения товаров, услуг и грузов между Россией и большинством других стран больше не работают.

Так, за более чем полгода, прошедшие после начала спецоперации товарооборот между Россией и государствами, которые ввели против нас экономические санкции, фактически остановлен. А ведь ещё в начале февраля текущего года, согласно данным отчётов Федеральной таможенной службы, он оценивался в 50% от общего торгового оборота нашей страны. Наиболее резко сократились грузовые и транспортные потоки из стран ЕС, их удельный вес ещё в марте для России составлял 36% от общего оборота. Сейчас же эта цифра колеблется в районе 4-5%.

Существенно меняет логистическую реальность и политическое поведение прибалтийских республик, а также некоторых государств Восточной Европы. Бывшие ещё вчера советскими республиками – Эстония, Латвия и Литва, и союзническими СССР соцстранами – Польша и Румыния, сегодня эти государства превратились в ярых противников и внешнеполитического курса Владимира Путина, и России, в целом. Например, одна лишь блокада, которую устроили Калининградской области поляки и литовцы, очень сильно изменило логистический контур этого направления для нашей страны и способствовала развитию новых транспортных коридоров.

После фактического закрытия потоков из России и в Россию через Прибалтику и Польшу активное развитие получил такой коридор, как Западная Европа – Турция – Азербайджан – Дагестан. Отдельным направлением можно выделить маршрут из Турции в Азербайджан и Иран, где транзитной зоной являются российские регионы - Дагестан, Калмыкия и Астраханская область.

Согласно данным биржи грузоперевозок ATI.SU, рост количества размещений заявок на автомобильные перевозки из Азербайджана в Россию составляет сегодня 335%. На втором месте – Иран, здесь цифры колеблются от 220% до 260%. Транзит через другие республики бывшего СССР также растет – число заявок на перевозку грузов из Грузии в Россию выросло на 130%, из Казахстана – на 76%, из республик Средней Азии – на 68%. Азербайджан и Иран на данный момент имеют все шансы стать главными логистическими направлениями для российских грузоперевозчиков и грузовладельцев.

Существенно вырос и товарооборот, а с ним и объёмы логистических операций, между Россией и Китаем. По итогам I квартала этого года товарооборот между нашими странами достиг $38,17 млрд. Согласно данным китайской стороны, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года этот показатель вырос на 28,7%. Объём логистических операций вырос на 25%. Очевидно, что именно Китай заменит в товарообороте с Россией выпавшие в следствие участия в санкционной политике против нашей страны европейские страны. Соответственно, будет меняться роль и значение логистических потоков Москвы и Пекина.

Скорее всего, в течение ближайших месяцев активно вырастут не только прямые поставки в Россию товаров из Китая, но и расширится транзит китайских товаров в нашу страну через Казахстан и Среднюю Азию. Однако здесь возникают существенные проблемы уже сейчас, которые в кратчайшие сроки нужно решать и Китаю, и России. Речь о строительстве новых распределительных хабов и модернизации уже существующих.

«Старые» логистические направления из стран Запада в Россию были привлекательны и удобны совсем не из-за политических предпочтений части российской бизнес-элиты (хотя и не без этого, конечно). Просто на этих маршрутах была выстроена качественная логистическая инфраструктура, которая позволяла осуществлять, например, полноценный грузооборот.

Сегодня – в новых транспортных коридорах России – такой развитой логистической инфраструктуры пока нет. Однако сама жизнь диктует такие условия, чтобы эта инфраструктура появилась, так нужды грузовладельцев и грузоперевозчиков, в первую очередь, из нашей страны нужно учитывать. Для подобных целей, например, в Азербайджане потенциально могут быть использованы территории бывших заводов. По оценке экспертов Минтранспорта России, подобные конструкции можно возвести за 2-3 месяца. В тех же участках транспортных коридоров, где ни заводов, ни производственных помещений не было, придётся возводить новые хабы «с нуля».

В любом случае, сегодня мы становимся свидетелями того, как глубокий геополитический кризис и экономические санкции против России меняют все без исключения логистические процессы в мире. Очевидно, в данных условиях у нашей страны выход только один: логистическая структура российской экономики должна адаптироваться под новые условия, определить новые направления доставки товаров, наладить цепочки поставок и сформировать новую инфраструктуру. Это вопрос выживания и дальнейшего развития самого государства и народов, которые проживают в России. И есть все основания быть уверенными, что мы с этой задачей справимся.