В четверг, 17 января Верховная Рада со второго раза приняла законопроект, который в СМИ окрестили «рейдерским». Изменения в украинском законодательстве, которые внесены этим законом позволяют власти ускоренными темпами перейти к передаче храмов, а во многих случаях и приходов из канонической УПЦ в новообразованную ПЦУ

Предположения экспертов Украина.ру о противостоянии сторонников и противников изменений оправдались частично. Закон все же был принят.

Крайне негативно оценил законопроект Олег Ляшко, который сказал, что фракция «Радикальной партии» против превращения автокефалии в предвыборный пиар Порошенко. Он напомнил «митрополиту Киевскому» Епифанию, что в храмы ходят не только сторонники Порошенко, но и его противники. Но при голосовании, как всегда, фракция Олега Ляшко проголосовала «за».

Неожиданно для экспертов оказалась поддержка законопроекта и Юлией Тимошенко: ее фракция дала 9 голосов из 20 депутатов, большинство отсутствовали. Поддержала президентский законопроект и сама лидер партии.

Законопроект удалось проголосовать лишь со второго раза. Несмотря на призывы спикера Рады Андрея Парубия проголосовать за него, первый раз отдали за него голоса лишь 223 депутата (а для принятия необходимо 226 голосов). После этого он дважды возвращал проект на переголосование и со второй попытки парламент набрал необходимые для утверждения 229 голосов.

Что приняли депутаты?

В итоге, был принят законопроект, который создает условия для насильственного перевода храмов из одной конфессии (в данном случае: Украинской Православной Церкви в другую: в Православную церковь Украины. Речь идет об «изменении подчиненности религиозной общины», механизм которой и регулирует законопроект.

Для изменения подчиненности требуется две трети голосов. Но это не имеет никакого значения: ведь практически во всех общинах членство не фиксируется.

Законопроект усложняет процесс регистрации религиозных общин: теперь требуется нотариально заверенный протокол собрания общины, подписи участников общины, а также — что важно — юридически оформленное право собственности либо право пользования помещением религиозной общины. При этом возникает юридическая коллизия, при которой религиозная община не сможет стать пользователем либо владельцем имущества, еще не получив статус юридического лица. А статус юрлица община сможет получить лишь после завершения регистрации. При этом регистрацию проводит власть, то есть госорганы, непосредственно подчиненные президенту.

Это изменение открывает дорогу к проведению перерегистрации религиозных общин в принудительном порядке. Теперь к настоятелю любого храма, прежде всего УПЦ, может прийти сотрудник управления юстиции и потребовать перерегистрации общины. А при перегистрации вполне может оказаться, что некоторое количество граждан заявят желание находится в ПЦУ. При этом УПЦ, которая так же имеет возможность провести собрание, не получит возможности быть зарегистрированной. Кроме того, вообще не имеется практики личной регистрации граждан за приходами. Поэтому любой гражданин Украины может прийти в любой приход и заявить, что является членом данной общины и поэтому может участвовать в решении перерегистрации прихода из одной церкви в другую. В большинстве случаев, имущество общин принадлежит государству, а Церковь является лишь ее арендатором. Поэтому государство будет передавать храмы тем приходам, которые само же и будет регистрировать.

В законопроекте присутствует также большое количество юридических неточностей и слишком размытых понятий. Например, нет точного определения, что же является завершением процедуры регистрации общины.

Украинский Институт религиозных свобод уже направил спикеру Верховной Рады письмо относительно принятого закона. В нем говорится следующее:

«Учитывая имеющиеся существенные недостатки, которые содержат риски для ограничения религиозной свободы и осложнения религиозной деятельности в Украине, призываем Верховную Раду учесть замечания к проекту Закона о внесении изменений в некоторые законы Украины».

Последствия принятия закона

Несмотря на кажущееся смягчение закона, относительно предыдущего варианта, после вступления его в силу, у власти открываются возможности по выселению УПЦ из храмов и монастырей.

Выселение будет осуществляться как по схеме проведения сборов фейковых общин, при участии свезенных радикалов, так и через необходимость перерегистрации по новому закону общин и закрепленного имущества.

Цель этого закона — создать картинку массового перехода храмов в ПЦУ, что необходимо, во-первых, для выполнения условий Константинопольского Патриархата. Томос об автокефалии выдавался греками под заверения о массовой поддержке автокефалии народом. А во-вторых — для создания картинки перед другими Поместными церквями, что автокефалия показывает позитивную динамику роста переходов общин из УПЦ в ПЦУ.

Об этом достаточно откровенно сказал в своем интервью экзарх Константинопольского патриархата митрополит Даниил (Зелинский). Отвечая на вопрос Би-би-си, «какими могут быть сроки признания ПЦУ другими церквями?», митрополит Даниил ответил: "Думаю, это вопрос месяцев".

В это же время в Житомире, где во время принятия законопроекта проходил молебен, "патриарх" Филарет поблагодарил Раду. Он заявил, относительно УПЦ, что если церковь "не хочет служить этой земле, Украине", то пусть "ищет себе другое место на земле".

А священник Русской Православной Церкви, Председатель епархиального суда РПЦ Владимир Гамарис так прокомментировал принятие законопроекта: «Теперь как в языческой Римской империи гонения на Церковь Христову будут (проходить) по закону».