Честно скажу, никогда не вникала в казачьи темы. Для меня, что реестровые, что не реестровые, казаки всегда были несколько странными людьми в форме с лампасами и нарочитым казачьим говором. Люди, которые, как мне казалось, играют в свои, интересные только им игры, со своей атрибутикой и символикой. Кто-то считает себя эльфом, а кто-то казаком. Представляю, как возмутятся сейчас мои земляки - жители Дона, такому сравнению: «Да за нами история, сражения, Шолохов, наконец, со своим «Тихим Доном!». В том-то и дело, что представления о казачестве у меня были чисто исторически-литературные, а вот о современных казаках я почти ничего не знала, пока не поехала на праздник Покрова в Новочеркасск.

В поисках гостей из Донбасса

От пестрых лампасов собравшихся у Свято-Воскресенского войскового собора людей в глазах рябило. Где-то  играла традиционная для народных гуляний гармонь. От постоянных «любо!»  содрогался воздух. Казаки готовились к смотру-параду. Демонстративно размашисто крестились на купол храма и троекратно лобызались с «братами».

Мое внимание привлекли люди в комуфляже. Они явно не собирались быть участниками парада, стояли отдельной кучкой, из которой я вдруг услышала слово «Луганск». Я тут же решила после смотра разыскать их и поговорить. Прослушав официальные речи  и полюбовавшись на бравых кадетов, я отправилась на поиски луганских гостей. Но они как сквозь землю провалились. Тогда я стала у всех спрашивать – вы не видели казаков из Донбасса? «Да где-то здесь были. Вы их сразу увидите – они все орденами увешаны», - отвечали мне бравые чубастые молодцы, и чувствовалась  в их фразах некая ирония. Безрезультатные поиски вновь привели меня к месту продолжающегося праздничного парада.  И тут я увидела его. Он был в черной форме, в черной папахе, с золотой казацкой серьгой в ухе, он снимал парад. Наудачу подошла к нему – не видели случайно казаков, приехавших на праздник  с Донбасса?

Он зыркнул на меня и ответил вопросом на вопрос – а что? Да вот  хотела поговорить. О чем? О казаках на Донбассе, да вот найти  не могу. 

- А что нас искать? Я – из Луганска, хотите – поговорим, только после парада, - ответил мой собеседник.

Все время пока по брусчатке маршировали последние казачьи отделения, я не отходила от луганского  казака – вдруг и этот исчезнет? И судорожно думала - о чем говорить, ведь я ничего о казаках, тем более из Донбасса не знаю. Вся надежда на журналистскую наглость, откуда-то  в мозгу всплыло - «сарынь на кичку!». И – пошла.

Территория Донбасса – казачий присуд

- А мне сказали, что все с Донбасса медалями увешаны, а у вас – ничего…

- Да не ношу я их на работе. Я ж сейчас работаю – вот парад снимаю, - хитрая улыбка в бороде.  – А наши - да, в наградах. Почему б в праздник не надеть? Мы на великий казачий праздник приехали. Можем расслабиться хоть один денек. У нас там сухой закон, военная дисциплина. А здесь … Одно слово – праздник!

- И сколько казаков сейчас в Донбассе?

- Не могу вам сказать точное количество, но практически на всей территории ЛНР находятся казаки. Тем более, там находилась механизированная бригада «Призрак», которая разделилась, но по-прежнему существует. И также выполняет боевые задачи по несению службы и охране мирного населения Донбасса. В Донецке тоже сейчас формируются казачьи сотни, по инициативе главы ДНР. Территория Донбасса исторически является казачьим присудом, территорией Войска Донского. Казаки как жили в Донбассе, так и живут. Государства разделились, а казаки – нет.

- Однако, одни казаки сейчас маршируют в парадных формах перед храмом, а другие – защищают людей на настоящей войне…

- Зря вы так. Среди тех, кто сейчас там марширует, немало наших братьев, которые приезжали  в Донбасс и помогали местным станичникам. Добровольцы едут с Дона, с Кубани, с Терека, на полгода, на месяц, и, поверьте, жизни своей не жалеют. Если где беда – казаки там будут обязательно.  Посмотрите у многих из тех, кто сейчас чеканит шаг на брусчатке, на груди – награды за Дебальцево, у многих – кресты добровольцев.

- Так почему вы не принимаете участие в смотре?

- Так на передовой большая часть. Меня отправили, чтобы праздник снял, чтобы  потом  братам показать.

Историческая миссия – на передовой

Тут мой собеседник немного слукавил: в параде принимали участие реестрвые казаки. А мой собеседник подъесаул Виталий и его «браты» – скорее всего причислялись к нереестрвым.  Напомню, в числе первых добровольцами двинулись на Донбасс так называемые «нереестровые» казаки, по призыву атамана Николая Козицына. Сам  Козицын во главе группировки донских казаков в 2014 года участвовал в боях в Донбассе на стороне ополченцев. Его вооруженные сторонники контролировали города Северодонецк, Лисичанск (позже были оставлены украинским силовикам), Антрацит, Красный Луч, Свердловск и Алчевск. В декабре 2014 года в результате конфликта с руководством ЛНР был вынужден вернуться в Россию. Козицын-то вернулся, а вот казаки – нет. Тем более те, кто испокон веков жили в Донбассе. Так что, насчет «большинства на передовой» - не слукавил. Донбасс —  не пустое слово для казаков, они защищают свои исторические земли — земли Всевеликого войска донского.

- А сами вы уроженец Луганска?

- Я родовой казак станицы Луганской. Это старинное казачье поселение, основанное в 1688 году как пограничный стан донских казаков. В 1918 г. станица Луганская уже  была центром Луганского юрта, входившего в Донецкий округ Земель Войска Донского.

Позже, при подготовке материала, я узнала, что луганские казаки были «красными казаками». В январе 1918 представители Луганской станицы приняли участие в съезде трудового казачества в станице Каменской, которым было принято решение поддержать Советскую власть и выступить против режима генерала Каледина.

Борьба за казаков Донбасса повторилась уже в наши дни. Украина, потеряв земли донского бассейна, повела идеологическое наступление, утверждая, что никаких донских казаков в Луганской никогда не было, и что все жители ее – потомственные украинцы. Но луганские казаки знают, чьи они потомки, и назло всякой пропаганде каждый год в праздник Покрова принимают казачью присягу и идут защищать свою донскую землю.

- Нас тут, на празднике в Новочеркасске, наверное, взвод – из Луганска, из Донецка. Не много, но и не мало, - продолжает подъесаул. – Учитывая то, что Наполеон сказал когда-то: «Дайте мне сотню казаков и я завоюю весь мир» - сила немалая.

Остается добавить, что собеседник мой наотрез отказался фотографироваться, называть свою фамилию и рассказывать о своих боевых подвигах. Но то, что его рукав украшает шеврон «Волчьей сотни» (знаменитого казачьего подразделения, основанного еще атаманом Шкуро в 1915 году, и наводившего на противника великий ужас своей яростью и презрительным отношением к смерти)  - говорит само за себя.