Стрельба и убийства в российских школах становятся чуть ли не повседневностью. Общество болезненно реагирует на проявления такой подростковой агрессии, пытается искать ее причины. Школа после такого происшествия начинает винить семью, семья перекладывает вину на общество, социум. 

Как утверждают психологи, причины трагедии в каждом случае индивидуальны и бремя ответственности лежит на всех причастных. Все чаще звучат призывы вернуть в школы психологов. Но, как считает заведующий отделом медицинской психологии научного центра психического здоровья РАМН Сергей Ениколопов посадить в каждую школу одного специалиста для решения проблемы и предотвращения новых трагедий недостаточно – в России нет необходимого научного инструментария, соответствующих исследований и подготовленных практиков.

С мнением психолога отчасти согласен Александр Михайлов, генерал-майор ФСБ в запасе, который на практике сталкивался с трудными агрессивными подростками

– Жестокость стала нормой нашей жизни, само общество с его инструментами воздействия на неокрепшую психику подростка и формирует ее, а корни подростковой агрессии нужно искать в агрессивной среде, в которой мы живем, в том потоке негатива, который льется с телеэкранов. Что смотрят наши дети, на каких примерах воспитываются? – отметил Михайлов. – В кино сплошные убийства, агрессия, жестокость. Это, к сожалению, стало нормой жизни. Я не исключаю, что то, что сейчас происходит в Америке, то, что нам сейчас показывают, может переключиться и на нас на уровне наших межнациональных конфликтов. Это очень заразительно и это может сработать у нас, как калька. Пока об этом никто не задумывается, а массмедиа формируют образ жизни, психологию, ценностные установки.  

Михайлов считает, что общество сознательно уходит от проблемы воспитания подростков – говорим больше о чем-то «пушистом и хорошем» – о патриотизме, об истории. Но умалчиваем о самоубийствах среди подростков, о стрессах, в которых они живут. Но все их страхи и агрессия неизбежно  находят выход, выплескивается и на сверстников и учителей – то ли это видео на айфоне об избиении и унижении слабого, или домашнего животного, то ли это прямые действия – расстрел сверстников в керченском колледже, подготовка зажигательных смесей для нападения на школу в Волгограде 14-летним подростком.

Кстати, такие ребята не состоят на учете в комиссии по делам несовершеннолетних. Обычно это замкнутые в себе индивидуалы, психика которых формируется с экрана монитора. Этому подтверждение совсем недавний волгоградский случай. Юноша со второго полугодия 2019 года находился на домашнем обучении. По какой-то причине он был оторван от коллектива. А ведь только в коллективе и воспитываются гражданские установки.

Много говорят о школьных психологах. Но, положа руку на сердце мы понимаем, что, имея диплом часто не имеют опыта… Да и кто идет работать в школу психологом тоже ясно…

– Когда подростку некуда себя деть – свободное время, неприкаянность, материальное расслоение в обществе – куда он будет прислоняться? – задается вопросом Александр Михайлов. – В юнармию? Здесь ребята все «белые и пушистые», им родители купили форму, с ними легко работать. А те, у которых не за что купить форму, куда им прислониться? В противоположную сторону. С ними надо работать. Чем им поможет общество? Читать им морали? Но она воспринимается наоборот и толкает ребят на негативные поступки. Тогда такими подростками начинают заниматься комиссии по делам несовершеннолетних. А как известно инспектор в такой комиссии человек хоть и обладает поверхностными знаниями подростковой психологии, не имеет рычагов потому что не авторитетен. Все его труды по воспитанию трудных подростков обычно заканчиваются для них зоной для малолетних преступников.

Пандемия коронавируса высветила еще одну проблему, на которую обращает внимание Александр Михайлов – это дистанционное обучение, и как следствие, оторванность подростков от коллектива, от воспитательного процесса. 

– Мы лишаем детей чувства коллективизма, через экран монитора мы не сможем на них влиять. Учитель воспринимается как робот, как автоответчик. Изложил преподаватель с экрана свой материал и все, а как его усвоил ученик, неизвестно. Таким образом, мы воспитываем индивидуалистов, которые замкнуты в своей квартире, в своем мирке с интернетом. Мы лишаем их живого общения, порождая таким образом проблему для создания гражданского общества. Только личные контакты, общение, игры и совместные увлечения формируют коллективистскую личность.